Как оформить права собственности на землю

Как оформить права собственности на землю

Как оформить права собственности на землю

Чтобы стать владельцем земельного участка необходимо зарегистрировать право собственности на этот земельный участок в едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), для чего все необходимые документы вместе с заявлением о регистрации своих прав и оплаченной государственной пошлиной лично, либо через представителя по доверенности, подаются через Многофункциональный центр (МФЦ) в Росреестр.

В зависимости от способа приобретения земельного участка, документами, которые будут являться основанием для возникновения права собственности и которые необходимо передать для регистрации в Росреестр могут быть: свидетельство о праве на наследство, решение суда, договор купли-продажи, договор мены, дарения и проч.

В случае, если участок образован из другого участка (выделен, разделен, объединен и т.п.) или участок требует уточнения границ, нужно поставить такой участок на кадастровый учет/уточнить границы, что можно сделать, за редким исключением, одновременно с регистрацией права собственности на него.

Результаты выполнения кадастровых работ в связи с образованием нового земельного участка необходимо передать в Росреестр вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на образованный земельный участок, а также соглашение об образовании нового участка. Как пример, соглашение о разделе земельного участка (если такое имеет место быть), либо соглашение об образовании общей долевой собственности в случае, если речь идет об объединении разными собственниками своих участков. 

Если говорить об образовании земельных участков из земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, то, к указанным выше документам, необходимо приложить проект межевания территории, который определяет границы образуемых или изменяемых участков в отношении территории, где образуется новый участок, и схему расположения земельного участка на кадастровом плане, в которой указывается площадь каждого образуемого земельного участка и, в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. По общему правилу эти документы готовятся органом государственной власти или местного самоуправления.

Кадастровый учет и государственная регистрация права собственности проводится сроком до десяти рабочих дней, но с учетом доставки из/в МФЦ – до двенадцати рабочих дней. Срок государственной регистрации права собственности без кадастрового учета при подаче документов через МФЦ составит девять рабочих дней.

Для некоторых сделок предусмотрен порядок их обязательного удостоверения нотариусом, в частности, для сделок по отчуждению недвижимости или ипотеки долей в праве общей долевой собственности и сделок, связанных с распоряжением недвижимостью на условиях опеки (дети, ограниченно дееспособные).

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенного документа проводится в особом порядке сроком до трех дней. На доставку документа из МФЦ стоит закладывать дополнительно два дня.

Еще есть вариант направить документы в регистрирующий орган почтовым отправлением с описью вложения, уведомлением о вручении и объявленной ценностью. В этом случае подпись заявителя и документы основания возникновения права должны быть нотариально заверены, а срок регистрации увеличивается на срок почтовой доставки.

Если же воспользоваться услугами нотариуса и подать документы на регистрацию через него, либо через сайт Росреестра в электронном виде (нужна усиленная квалифицированная электронная подпись), то срок сократится до одного дня.

Право собственности на оформленный участок подтверждает выписка из ЕГРН.

Елена Разживина, руководитель юридического отдела «S.A. Ricci жилая недвижимость»

Хотите получать наши новые материалы? Подпишитесь:

Отправляя данные, я подтверждаю, что согласен с правилами обработки данных